Организаторы: Центральный Дом журналиста, Центр культуры и искусства МедиаАртЛаб
Место проведения: Центральный Дом журналиста, Москва
Руководитель клуба от МАЛ: Ольга Шишко
Руководитель клуба от Центрального Дома журналиста: Ирина Юрна
Центр культуры и искусства МедиаАртЛаб и Центральный Дом Журналиста
приглашают Вас на встречу МедиаАртКлуба № 8.
Мероприятие состоится 14 июня 2011 года в 19.00
Организаторы: Дом журналистов, Центр культуры и искусства МедиаАртЛаб
14 июня состоится выступление Сабины Химмельсбах - художественного руководителя Центра Медиа-Арта «Эдит Рус Хаус» в Ольденбурге.
Это второе мероприятие серии «Пространства современного искусства: немецкий опыт», инициированное Немецким культурным центром им. Гете в Москве. На презентации будут представлена работа «Эдит-Рус-Хауса» на примере избранных выставок и проектов, реализованных в рамках стипендиальной программы. Речь идет, например, о выставках „Culture(s) of Copy“, „MyWar“, „Landschaft 2.0“ и проекты The Sine Wave Orchestra, Петко Дурмана и Яны Линке.
Центр Медиа-Арта «Эдит-Рус-Хаус» в Ольденбурге был основан благодаря тому, что учительница Эдит Рус (22.1.1919 - 18.7.1993) завещала городу Ольденбург свое состояние. Условием выполнения завещания было строительство здания, в котором нашлось бы место для «искусства перехода в новое тысячелетие». Из этой частной инициативы выросла концепция Центра Медиа Арта, предоставляющего выставочные площади и резиденции для художников.
Центр Медиа Арта «Эдит-Рус-Хаус» в Ольденбурге занимает особое место в художественном ландшафте Северной Германии благодаря тому, что в фокусе его деятельности находится искусство новых технологий. Программа временных выставок с участием актуальных видео и медиа художников демонстрирует не только важнейшие тенденции современного искусства, но и растущее присутствие новых медиа в нашей повседневной жизни. Кроме того, «Эдит-Рус-Хаус» является местом, где создаются новые произведения искусства.
Концепция Центра основана на специфике искусства новых медиа. Медиа арт часто работает со светом, движением и потоком цифровой, электронной информации. Также как видео с его серией последовательных изображений или net.art, медиа искусство имеет тенденцию быть изменчивым и нематериальным. Это - причина, почему «Эдит-Рус-Хаус» задуман не как музей, где искусство храниться и собирается, а скорее как место, где медиа арт презентируется и обсуждается. Это своеобразный канал, через который течет информация об искусстве новых медиа. Посредством презентаций и специальных мероприятий центр демонстрирует весь спектр возможностей медиа арта. Главная задача - изучить то, как контент художественных работ и технологии влияют на формирование и формулирование художественных идей. Помимо программы обсуждений и презентаций, Центр проводит выставки, затрагивая темы, социально релевантные и ориентированные на будущее. Также у центра есть свой некоммерческий кабельный канал, который транслирует видео-арт.
Био
Сабине Химмельсбах, род. В 1966 г., искусствовед, с 2005 г. художественный руководитель Центра Медиа-Арта «Эдит Рус Хаус» в Ольденбурге.
Изучала историю искусств и Средневековья в Университете им. Людвига Максимилиана в Мюнхене. Работала в различных галереях Мюнхена и Вены, с 1996 до 1999 г. была руководителем выставочных проектов фестиваля der Steirische Herbst в Граце, Австрия. С 1999 до 2005 г. Сабине Химмельсбах руководила отделом выставочных программ Центра искусства и медиа-технологий (ZKM) в Карлсруэ, Германия.
В публикациях последних лет Сабине Химмельсбах уделяет особое внимание новым медиальным формам культуры и проблемам презентации медиа-арта.
Количество мест ограничено, поэтому просим подтвердить свое участие - oshishko@yandex.ru
Адрес:
Центральный Дом Журналиста, МедиаЗал
Москва, Никитский бульвар, дом 8, 2 этаж
Контактные телефоны для дополнительной информации:
Ольга Шишко +7 910 423 20 42 (моб.)
Ирина Юрна +7 495 690 30 07 (раб.)
МедиаАртКлуб и Центральный Дом журналиста приглашают Вас в
Дом журналиста (Никитский бульвар, дом 8, Медиазал) 26 мая в 19.00 на
очередную встречу.
В программе - знакомство с новым курсом Академии коммуникаций
Wordshop «Медиа-арт».
О концепции курса «Медиа-арт», его направлениях. специфике
преподавания Вам расскажут куратор курса и преподаватель Ольга
Шишко, и ведущие мастерских курса - Андрей Великанов, Елена Ковылина.
Цель программы – обучение использованию новых технологий и методов при создании
произведений медиа-искусства и событий в области медиа-культуры. Задачи курса медиа-
арт / коммуникации – подготовка новой генерации художников, кураторов и менеджеров
в области современной культуры, а также разработка перспективных стратегий и
эффективных тактик продвижения и использования медиа-технологий. Программа
для медиа-художников и кураторов направлена на создание новой модели культурной
организации будущего и нового типа арт-проектов.
Основные преподаватели:
Руководитель и куратор курса – Ольга Шишко, искусствовед, директор Центра культуры
и искусства «МедиаАртЛаб», арт-директор Медиа Форума.
Мастерская "Метиум-проект" - Андрей Великанов, художник, философ, эссеист (http://
www.velikanov.ru/).
Мастерская «Видео-арт» - Дмитрий Булныгин, художник, куратор (http://
www.bulnygin.com/)
Мастерская «Перформанс и акционизм, Интервенция и трансгрессия» - Елена Ковылина,
художник (http:www.kovylina.org)
Мастерская "Рождение концепции. Искусство и медиа" – Юрий Альберт, российский
живописец, график, автор объектов, концептуальный художник.
Программа обучения строится на основе лекционного курса, лабораторий,
дискуссионных встреч и мастер-классов ведущих художников, теоретиков, практиков, под
руководством которых студенты будут иметь возможность реализовывать свои проекты.
Подробнее- http://www.wacademy.ru/news/anons_fakulteta__mediaart__
Специальность по диплому
специалист в области искусства новых медиа (в зависимости от финального диплома в
конце года – художник, куратор, менеджер).
Манифест профессии
Медиа-арт – это авангард актуальных форм современной культуры в эпоху новых
медиа-технологий и господства информации. Это инструмент, позволяющий быстро и
эффективно реагировать на события в информационном и культурном пространстве,
создавать необычные образы и новые средства выражения. Это соединение самых
передовых инструментов и жанров современного искусства - видео-арта, сетевого
искусства, медиа-активизма, сайнс-арта, концептуального искусства, перформанса,
экспозиционной практики.
Под медиа-артом (медиа-искусством, искусством медиа) мы будем понимать как
совокупность видов и жанров искусства, где задействованы медиатехнологии (видео-
арт, компьютерное искусство и электронное искусство), так и более широко, – как
работу современного искусства с основным средством, медиа современной культуры –
информационным пространством.
Творческий конкурс:
Принимаются проекты по следующим направлениям:
- Тактические медиа (медиа-искусство, изменяющее общественную жизнь – проекты в
области медиа-активизма, медийный паблик-арт, дигитальные комьюнити);
- Видеоарт (медиа-искусство, формирующее визуальную культуру будущего -
"тактильные формы кинематографа" и другое);
- Медиаутопии (медиа-искусство, изменяющее физическую окружающую среду
- инновационные идеи в области искусства, дизайна и технологии);
- Интерактивные медиа (медиа-искусство, вовлекающее участников в активное
взаимодействие с объектом искусства);
- Саунд-арт (медиа-искусство, работающее с мультимедийной составляющей
синтезированного произведения – на грани visual-sound-performance)
По результатам конкурса будут предоставлены скидки на обучение: лучший
конкурсный проект (1 работа) – бесплатное обучение, 2 место (1 работа) – скидка
50%, 3 место (3 работы) – скидка 20%.
Об Академии Коммуникаций Wordshop – учебное учреждение нового типа, которое
готовит молодых и талантливых специалистов к работе в коммуникативных
индустриях (рекламных агентствах, студиях, дизайн-бюро, интернете, ТВ, видео
продакшнах, кино). Нам интересна вся область media & arts и ее будущее. На наши
закрытые и открытые мастер-классы, семинары и лекции мы приглашаем известных
искусствоведов, продюсеров, режиссеров, художников, философов, писателей,
бизнесменов. За 5 лет мы выпустили около 500 человек, большинство из которых сейчас
успешно работает в лучших агентствах и компаниях. В TOP-50 лучших креативщиков
страны уже 9 наших выпускников. В 2008 г. Российская Академия реклама назвала нас
лучшим коммуникативным проектом года. Наши выпускники призеры и победители
многих фестивалей и конкурсов (ММФР, Идея, ADCR, Euro Best, Epica, Clio Awards,
Golden Hummer, Golden Drum).
МедиаСтол 12 мая 2011 года, 19:00
12-го мая в 19:00 в Центральном Доме Журналиста состоится очередной МедиаСтол в рамках МедиаАртКлуба, где мы продолжим просмотры и обсуждения работ молодых художников, так или иначе связанных с тематикой новых медиа.
Во встрече, как всегда, примут участие эксперты - практикующие кураторы и критики в области медиа-арта. Что, впрочем, не означает их монополию на высказывание и оценку произведений) Мы как всегда рассчитываем на ваше активное участие в дискуссии.
Авторы лучших работ будут представлены в скрининговой программе на выставке "Расширенное Кино", которая пройдёт этим летом в рамках XII Медиа Форума ММКФ.
Условия конкурса: видеоработы должны быть продолжительностью не более 5 минут, размер – не более 2Гб, год производства – не ранее 2009 года, отвечать теме Медиа Форума ММКФ 2011 года - «Расширенное кино». Видео не должно быть создано для коммерческих целей. Каждый автор видео должен предоставить письменное заявление, в котором нужно указать учебное заведение, в котором он обучается (слушателем которого является), год создания видео и использованные при его создании технологии. Один автор может отправить на конкурс только одну работу.
Конкурс проводится среди молодых художников до 35 лет. График конкурса: 30 апреля – 20 мая – прием заявок, 20–25 мая – отсмотр работ членами жюри, 13 июня – открытие выставки в ММСИ, 25 июня – награждение победителей. Приз зрительских симпатий будет определен в результате голосования на youtube-канале CinemaMMoMa.
Все подробности и обсуждения в группе "Стол" на facebook.
28 апреля 2011 года, 19:00
Показ видеоработ художников, сотрудничающих с Институтом HexagramCIAM (Канада)
Давид Сент-Онж
Уже семь лет работает в дизайн-лаборатории группы NXI Gestatio, связанной с Институтом HexagramCIAM, называет сам себя инженером в области искусства. Изучал машиностроение, специализировался по структурному анализу. Работая в театральной мастерской (Prisme 3 Inc.), разработал, помимо прочих проектов, концепцию постоянной экспозиции двух музеев. Работал на шоу «Любовь» Цирка дю Солей.
Получил степень магистра по управлению проектами в Университете Квебека в Монреале, чтобы помочь художникам собрать междисциплинарную команду для их проектов. В основном работает над созданием произведений искусства, использующих роботов (например, «Геометрические бабочки», работа, представленная на «Винзаводе» в рамка фестиваля ScienceArt Fest), недавно получил степень магистра по робототехнике (машиностроению).
В Канаде, в Монреале Институт HexagramCIAM 1 (Институт исследования-создания медиа искусства и технологии) работает над созданием академической платформы для исследования и создания произведений медиа-арта. Он объединяет исследователей, которые специализируются на создании и изучении произведений искусства новых технологий, особенно таких, которые могут быть использованы в перформансе, инсталляции или выставочной экспозиции. Задача института – стимулировать и координировать исследования в этой сфере и поддерживать эксперименты. Благодаря институту возникли многие проекты из области новых медиа - перформансы, театральные постановки, инсталляции и произведения изобразительного искусства.
В этот вечер в МедиаАртКлубе будут представлены 10 видеоработ сотрудников Института HexagramCIAM. Репрезентативная подборка прекрасно отражает весь спектр произведений, создаваемых в институте. Организатор этого мероприятия, Давид Сент-Онж, работа которого в рамках коллектива NXI Gestatio также будет показана, будет присутствовать на вечере и ответит на вопросы зрителей. Все работы и художники будут представлены по-русски, видеоработы также будут сопровождаться переводом на русский язык.
Список работ:
1-Blanc Noir Rien (10:00) [White Black Nothing] Белое Черное Ничто
Художник: Марио Коте
.
2-Alternate Vision (20:00) Альтернативное видение
Композитор: Джон Оливер
Интерактивные видеопроекции: Жан Декари
Роботизированная концепция света: Жан Жерве
3-By means of a sigh (2:04) Одним вздохом
Художник: Жан Дюбуа
4- The Fall (1:34) Падение
Художник: Шанталь Дюпон
5-Five ways to tell a story about Fashion (3:46)Пять способов рассказать историю о моде
Художник: Ин Гао
6- Grace State Machines (5:03) Машины Благодати
Художник: Билл Ворн
7- Hysterical Machines (2:06) Истеричные машины
Художник: Билл Ворн
8- [VOILES|SAILS] (12:18) Паруса
Группа NXI Gestatio
10 - Virutorium (3:25)
Художник: Роберт Сосьер
Видеодокументация презентаций молодых художников на первом МедиаСтоле 31-го марта
Друзья, благодарим вас за заявки, присланные на МедиаСтол, состоявшийся 31-го марта.
В связи с большим количеством участников мы приняли решение не ограничивать просмотры одним вечером, а сделать их регулярными.
Очередная встреча МедиаСтола состоится 14-го апреля в 19:00 в Центральном Доме Журналиста и на ней мы продолжим смотреть и обсуждать ваши работы.
Просим вас заранее подтвердить своё участие в нашей следующей встрече, чтобы мы смогли составить предварительную программу вечера.
На предыдущей встрече выступили:
Егор Зубарчук (a.k.a. Egr Nagaen http://zubarchuk.moikrug.ru/)
Корси Алексей (Свободные мастерские 2009-2010, Школа им. Родченко 2010-)
Марченкова Виктория (Школа им. Родченко, выпуск 2011)
Михаил Максимов (Школа им. Родченко, выпуск 2011)
Николаев Антон, Ломаско Виктория (номинанты премии Кандинского 2011,
Медиа проект года)
Ушканова Виктория (Свободные мастерские 2010-2011)
Жуков Петр (Школа им. Родченко, выпуск 2009)
Зинченко Даниил (Школа им. Родченко, выпуск 2011)
"МедиаАртКлуб" № 4
Дискуссионный клуб СТОЛ и МедиаАртЛаб приглашают молодых художников представить свои работы в области видео и новых медиа в рамках МедиаСтола 31 марта 2011 года в 19.00 в Центральном Доме Журналиста на 4й встрече “МедиаАртКлуба”.
Новые технологии визуальной среды являются для художника своего рода вызовом: как включить новые средства в процесс художественного выражения, определить их содержание, разработать визуальный язык, который будет их основным выразительным средством.
На очередной встрече “Медиа-стола” – презентация и обсуждение проектов молодых художников, исследующих различные направления новых медиа. Мы ждем заявки до 28 марта (oshishko@yandex.ru). Иллюстративный и видео-материалы (файлы более 5 MB просьба выкладывать в сети – рекомендуем vimeo или youtube).
Надеемся на проекты ироничные, медийно-активные, неординарные в области видео-арта, тактических медиа, интерактивного искусства, саунд-арта.
На встрече предполагается обсуждение проектов и тем, связанных с искусством, активно работающим с различными медиа: Как переосмысляются и реинтерпретируются языки, сюжеты, формы в медиаискусстве? В чем специфика медиа-сред и как авторы используют эстетические возможности электронных технологий? Каким образом медиа как особая информационная структура, воздействует на художественные проекты?
C нами будут практикующие кураторы и критики в области медиа-арта (состав участников будет объявлен дополнительно).
Совместно с Вами мы будем думать о включении проектов в области медиа – арта в проект «Pro&Contra», специальный проект 4-ой Московской Биеннале (ArtPlay, 5-11 октября 2011 года) и вместе обсудим номинации Конкурса Pro&Contra Award 2011, учрежденного для пропаганды современного российского искусства новых технологий.
Модераторы встречи: Ольга Шишко (директор «МедиаАртЛаб»), Влад Хроменко (художник, куратор)
Заседание “МедиаАртКлуба” планируется закрытым
17 марта 2011 года
Медиа конструируют реальность
Центр культуры и искусства МедиаАртЛаб и Центральный Дом Журналиста приглашают Вас на третью встречу МедиаАртКлуба 17 марта 2011 года в 19.00. Встреча организована при поддержке ГЕТЕ Института в Москве Информационные технологии изменяют пространство социума, политики, экономики, но вместе с ними изменяемся мы. Технологии являются продолжением нашей нервной системы. Мы постепенно мутируем. Острый взгляд технологий прицелен на нас. Мы стали частью одного целого. Находясь под пристальным вниманием бесконечных камер слежений, опутанные сетями информации, мы, с одной стороны, теряем свободу. Но, получая каждый день технологические новшества, мы и расширяем свои права.
Мы теряем или расширяем свои свободы?... - БУДУЩЕЕ НЕ ОДНОЗНАЧНО. Только искусство с его интуицией и силой воображения, не ограниченных ни дискурсом, ни статусом, ни нормой, оказывается в состоянии разглядеть общие контуры грядущего, и рефлексируя на изменения дигитализированного мира предостеречь....
«Искусство наблюдения» - использовании технологий, предназначенных для отслеживания поведения человека с целью составления некоторого комментария к процессу наблюдения, или технология, используемая для слежки. "Искусство наблюдения" представлено в различных формах - от коротких фильмов до архитектуры, но все, что показывается есть некий тип критического высказывания о росте наблюдения, проводимого различными органами власти, и технологий, используемых в слежении, особенно при решении вопросов безопасности и обеспечения соблюдения законов.
Вступающие: Михаэла Мелиан (Германия), Марина Фоменко (Россия), Ольга Шишко (Россия).
Микаэла Мелиан
Михаэла Мелиан изучает метафоры памяти в течение многих лет. Ее художественный метод близок к историко-философской концепции Бенжамина о диалектике образа, в котором прошлое и настоящее соединяются воедино, раскрывая природу каждого.
Одна из последних работ художницы - "Memory Loops" выиграла конкурс "Opfer des Nationalsozialismus – Neue Formen des Erinnerns und Gedenkens" '(Жертвы национал-социализма – новые формы памяти), инициированного Мэрией Мюнхена. Она создала уникальную карту города, на которую нанесены аудио-метки - микс из исторических сведений, ассоциативных воспоминаний художницы и музыкальных отрывков. Посетив интерактивную карту Мюнхена на интернет-сайте проекта, или скачав файлы на свой айпод или телефон, каждый может совершить свое виртуальное или реальное путешествие в память города.
На встрече МедиаАртКлуба Михаэла расскажет о своем понимании темы свободы личности и контроля над частной жизнью. Одна из ее работ, исследующих эту тему была представлена на выставке «CTRL [SPACE]» в ZKM Карлсруэ. Проект «Mobile» представляет из себя серию из 59 прозрачных овалов из плексигласа, на которые с помощью трафарета нанесены различные отличительные черты лица (борода, глаза, брови, волосы). Овалы подвешены на высоте человеческого роста - так, чтобы зритель мог взаимодействовать с ними, прикладывая к своему лицу и примеряя на себя разные образы. В основу работы положена программа-фоторобот для физиогномической индентификации преступников, разработанная Федеральным Криминальным Бюро Мюнхена и с успехом используемая во всех европейских странах. Эта база данных, построенная на выявлении общих стереотипных черт лица, является еще одним инструментом контроля, который мы добровольно принимаем, чтобы оставаться частью привелигированного общества потребления. Наши биологические данные, отпечатки пальцев, системы слежения - все это часть развивающейся системы тотального контроля над личностью. Инсталляция художницы - это игра, с помощью которой у зрителей есть возможность примерить на себя «маскарадный костюм» и скрыться тем самым от всевидящего ока Большого Брата...
Об авторе: художник и музыкант, профессор Hochschule f?r Bildende K?nste (HFBK, Гамбург), член группы F.S.K. (Freiwillige Selbstkontrolle). Обладатель множества премий и наград, ее выставки проходили на многочисленных фестивалях и на площадках крупнейших музеев: KW Kunstwerke (Берлин), Cubitt Gallery (Лондон), MAK (Вена), ZKM Карлсруэ и других.
Марина Фоменко
Марина Фоменко расскажет о своем проекта «Станция наблюдения», номинанте Примии Кандинского. «Станция наблюдения» тотальная инсталляция, исследующая новые обстоятельства жизни современного человека, в которых он всегда может оказаться под наблюдением. «Станция наблюдения» создает замкнутое концентрированное пространство наблюдения, вовлекающее зрителя в соучастие в процессе наблюдения с помощью взаимодействия с интерактивными инсталляциями и документации результатов наблюдения.
В инсталляции реализуются различные виды наблюдений: наблюдение за объектами наблюдения Станции, наблюдение за посетителями Станции, наблюдение за Станцией наблюдения, наблюдение за наблюдающими за Станцией наблюдения, наблюдение за смотрителем Станции, наблюдение за собой, наблюдение за коллекциями наблюдений и другие.
Для создания проекта использованы техники видео- и аудио- инсталляции, флэш-анимации, инсталляции с использованием текстов и фотографии.
Об авторе: с 2004 г. принимает участие в проектах в области современного искусства. Избранные проекты: История российского видеоарта. Том 3, ММСИ, Москва (2010); выставка номинантов "Премии Кандинского 2010", ЦДХ, Москва; «Станция наблюдения», Государственный музей современного искусства РАХ (2010); 3 Московская биеннале современного искусства, специальный проект (2009); 13th Media Art Biennale WRO, Вроцлав, Польша (2009); IX Медиа Форум в рамках 30 Московского Международного Кинофестиваля (2008); «Link», Сунджонг-Пекин, Китай (2007); «Dante: arte che genere arte», Флоренция, Италия (2006).
Приглашаем Вас в наш МедиаАртКлуб, созданный для Вас и для нас. Процессы взаимодействия медиа, искусства и общества станут предметом нашего общего обсуждения.
Количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь по e-mail – oshishko@yandex.ru.
3 марта 2011 года
Гари Хилл - показ видео-программы и обсуждение
Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» и Центральный Дом Журналиста приглашают Вас на вторую встречу «МедиаАртКлуба», которая состоится 3 марта 2011 года в 19.00.
На этот раз мы покажем видео-работы крупнейшего американского художника Гари Хилла. Его статус пионера и ключевой фигуры в истории видеоарта могут подтвердить Золотой лев Венецианской биеннале 1995 года, участие в IX кассельской «Документе», персональная выставка в Американском МОМА и множество престижных наград и грантов. На самом деле, Гари Хилл - это один из тех художников, кто придумал, что такое видеоарт и каким ему быть.
Выставка и мастер-класс Гари Хилла прошли в рамках Медиа Форума Московского Международного Кинофестиваля в 2010 году (в GMG Gallery и Центре современной культуры «Гараж»).
В этот раз мы покажем уникальную подборку работ автора. Центральным произведением в программе станет работа Гари Хилла - «Область катастрофы» (1987-88), вдохновленная романом Мориса Бланшо «Томас Темный», где героем произведения является его читатель.
Программу представят Ирина Кулик - искусствовед, журналист, обозреватель газеты «Культура» и постоянный автор журнала «АртХроника» и Ольга Шишко, директор «МедиаАртЛаб» и Медиа Форума ММКФ.
Количество мест в зале ограничено. пожалуйста, подтверждайте свое присутствие по адресу - oshishko@yandex.ru.
Из всех классиков американского видеоискусства, оригинальные работы которых все чаще можно увидеть в России, Гари Хилл, пожалуй, самый поэтичный. Этот художник не особенно ценит медиаизыски, технические новшества, во всяком случае, он не делает технологичные работы ради самой технологии, он играет с ней, а видеоарт для него — это способ думать вслух. Зато в работах Гари Хилла расцветают теории лингвистов, присутствуют акценты, расставленные современной поэзией, и отсылки к гностическим апокрифам. В своем восприятии мира через текст, литературной образности, Хилл очень близок московскому концептуализму, и это еще одна причина, по которой нам хотелось бы как можно более полно рассказать о творчестве этого замечательного художника российской аудитории.
Статус Гари Хилла как пионера и ключевой фигуры в истории видеоарта могут подтвердить Золотой лев Венецианской биеннале 1995 года, участие в IX кассельской «Документе», персональная выставка в Американском МОМА, регулярное участие в биеннале музея «Whitney», экспозициях Центра Помпиду и множество престижных наград и грантов. На самом деле, Гари Хилл — это один из тех художников, кто придумал, что такое видеоарт и каким ему быть.
В программе:
Тут, неподалеку, 1980
Видео (цветное, звук) Формат Ю-матик; 4’45’’
«В 1979-80 гг я преподавал на факультете Мультимедиа в Университете штата Нью-йорк в Буффало, временно заменяя Вуди и Штейну Васюлка, которые переехали в Санта Фе. В середине года мне пришлось срочно оставить квартиру и жить в офисе — довольно маленьком помещении с письменным столом, парой грифельных досок, кушеткой плюс всеми остальными моими вещами (по большей части это было оборудование для моих медийных проектов). Работа — это было почти единственное, что я мог делать, чтобы не испытывать приступов клаустрофобии (казалось, если я буду передвигать вещи, пространства станет больше). Сценарий «Тут, неподалёку» создавался по принципу «а что, если?». Что, если каждому слогу произносимого текста будет соответствовать кадр на экране (мне надо было чем-то занять себя). Устрашающая задача во времена формата «Ю-матик» и тормозных пультов управления. Я делал всё вручную, нажимая на кнопку «редактировать» после каждого слога. Прокручивая назад, я слушал и ожидал следующего слога. Со временем я научился приспосабливаться к отложенной реакции. Я учился быстро — каждая «ошибка» была шагом вперёд и одним или несколькими назад. Довольно быстро я написал, можно даже сказать накарябал текст — результат личной драмы. Что важнее, он был направлен к абстрактному «другому», кому-то, с кем может идентифицировать себя зритель. Вместо того, чтобы отдельно записывать и собирать изображения, я установил камеры «вживую» на каждое редактирование/слог целого текста, сконструировав фильм последовательно от начала до конца. Я ограничил себя образами своей комнаты, по большей части незапоминающимися элементами стен, мебели и всего остального, что валялось вокруг. Всё это было неважно, главным было изменять картинку и держать зрителя занятым пока я говорю. Речь «автоматизировала» события, заставляя происходить всё, что происходило, и, временами, отрывать взгляд от экрана в сторону гипотетического пространства вне коробки».
Круг замкнулся, 1978
(бывшее название: «Изменения круга») Видео (цветное, звук) Формат Ю-матик; 3’25’’
Аудиовизуальный диалог, который был главной темой работ Хилла в конце 1970-х гг, представлен в этом видео с особенной лаконичностью. Здесь художник изучает лингвистические и электронные феномены, связывая их с материальностью вещей. Плоскость изображения разделена на три части. В нижней мы видим две руки, снятые крупным планом; они делают кольцо из металлического прута. Верхняя часть экрана поделена на две части по вертикали. Справа на изменённой электронным способом чёрно-белой картинке можно различить очертания человека, сгибающего прут. Слева на чёрном поле появляется зелёный луч (экран осциллографа). Начинается фильм с того, что автор издаёт жужжащий звук, который преоб- ражает зелёный луч в дрожащий круг. Чем сильнее звук, производимый Хиллом, тем устойчивее становится круг. Так как он тратит энергию на то, чтобы согнуть прут (в подражание кругу, порождённому зелёным лучом), его жужжащий голос наполняется напряжением, становясь то громче, то тише, в то время, пока сгибает прут. Соответственно, электронный круг тоже вибрирует, пульсирует, кружится и выгибается вместе с напряжённым голосом. Как только прут удаётся согнуть в круг на чёрной поверхности, Хилл выпрямляется перед предметом и издаёт несколько длинных жужжащих звуков, которые позволяют появиться всё более и более устойчивому кругу. Можно считать, что прут из металла, обитого медью алхимическим образом связан с зелёным фосфоресцирующим сигналом на осциллографе. Так, работа превращается в некое ритуальное представление. Более того, используемый художником прут изготовлен из того же материала, с которым Хилл работал в своих ранних скульптурных композициях. Поэтому название «Круг замкнулся» может также отсылать нас к кратковременному возвращению материального объекта.
Гари Хилл: избранные работы и аннотированный каталог (Вольфсбург, Художественный музей Вольфсбурга, 2002), GHCR 29, с. 75-76
Область катастрофы, 1987–88
Видео (цвет, стереозвук) Формат Ю-матик; 43’51’’
Вдохновлено романом Мориса Бланшо «Томас Темный», где героем произведения является его читатель (и это может быть сам Бланшо). В видео роль Томаса исполняет Хилл, который ещё более запутывает отношения в книге, делая из фильма нечто вроде «транскреации». «Читатель» оказывается в жидком тексте, как если бы он проснулся от того, что тонет. Образы моря, похищающего сушу — маленькие горки песка распадаются и рушатся — перемежаются очень крупными планами текста и фактуры страниц и самой книги, которую заливают волны океана. Сцена за сценой читатель пытается вновь войти в книгу только затем, чтобы оказаться частью снов и галлюцинаций. Томас/Хилл читает книгу, когда внезапно ощущает, что слова наблюдают за ним. Затем персонаж переживает книгу как лес слов, через который он пробивается. Следующая глава застаёт его в своей комнате в одиночестве, ночью, страдающего странной болезнью, из-за которой созерцание текста вызывает у него жестокую рвоту. Текст просачивается во все сферы жизни читателя. Полагая, что он всё ещё способен на то, чтобы пребывать в обществе, персонаж отправляется на обед с группой постояльцев гостиницы. Их беседа превращается в отдельные слова, которые, подобно песку, распадаются и смываются прочь, а вместе с ними и кажущаяся возможность понимания. В последней сцене мы видим, что читатель/ Хилл физически и духовно уничтожен. Обнажённый, скорчившийся в позе эмбриона, он лежит в собственных экскрементах на белом холодном полу и лепечет нечто неразборчивое. Страницы книги выросли и стали монументальными стенами с гигантскими буквами; они угрожающе нависают над нагим телом и становятся его темницей.
Гари Хилл: Избранные работы и аннотированный каталог (Вольфсбург: Художественный музей Вольфсбурга, 2002), GHCR 59, с.130-132
Посредничество (к римейку «Звучаний»), 1979/1986
Видео (цветное, стереозвук) Формат «Ю-матик»; 4’17’’
«Начало римейка ранней работы «Звучания» (1979), в которой я хотел распространить рефлексивность каждого текста на взаимодействие между различными физическими субстанциями — в данном случае между песком и конусным громкоговорителем. Громкоговоритель заполняет экран, и я начинаю говорить, обращаясь к самому динамику. Это сопровождается дальнейшими комментариями того, что я делаю («...рука входит в картину...»). Рука, наполненная песком, входит в кадр и медленно засыпает песок в рупор громкоговорителя. Интонации вибрируют в его рупоре (мембране), посылая крупинки песка в воздух. Чем больше я говорю о том, что происходит, тем больше оно изменяет движение и узоры песка. Временами голоса явным образом сливается шуршанием песка. Рука позволяет всё большему и большему количеству песка высыпаться на громкоговоритель, пока его конус не исчезает совсем. Голос ломается и заглушается. Когда динамик полностью погребён под песком, звуки голоса становятся отдалёнными, но замечательно чистыми».
Рассказ пространство (пролог), 1989
Видео (цветное, стерео) Формат Ю-матик СП; 4’00’’
Перед нами появляется горизонтальная поверхность, заполненная странными предметами: костями, черепами маленьких млекопитающих, бабочками, орехами и другими ботаническими «находками», разложенными на круглом столе. Это предметы, которые вы можете собрать во время прогулки в лесу — но также ракушки и скомканная бумага с записями. Всё это вещи, обладающие символикой, знакомой нам по натюрмортам vanitas и собраниям, посвящённым естественной истории. Камера двигается вокруг стола, показывая предметы, которые, благода- ря небольшой глубине фокуса, возникают один за другим из сваленной в кучу коллекции. Птичий череп, кусок коры или кристалл, кажущийся острым как игла, — а затем фокус смещается, и из тумана выплывают контуры ракушки. Таким образом камера раскрывает мимолётную красоту предметов, одного за другим. Каждый из них фиксируется на долю секунды , прежде чем взгляд обратится к следующему объекту. Это педантичное фокусирование/расфокусирование продолжается на протяжении всей записи, в то время как рассказчик изучает состояние своего сознания и его отношения с окружающим миром. Он вербализует свои собственные мысли как преходящие объекты в онтологически сосредоточенной vanitas ума. Ритмически вокализованные слоги синхронизированы с фокусированием и расплыванием картинки. Конечная сцена помещает зрителя в рот рассказчика, и оттуда он выглядывает наружу. Как раз когда рассказчик открывает рот и начинает говорить, свет заполняет говорящую пустоту, язык движется, а зубы пережёвывают последние слова: «представляя мозг ближе чем глаза».
All images - Courtesy of the artist and Donald Young Gallery, Chicago
Первая встреча МедиаАртКлуба состоялась 17 февраля 2011 года
Процессы взаимодействия медиа, искусства и общества стали предметом нашего общего обсуждения.
Программа:
Мы живем в мире новых образов, ускользающей реальности, непознанных возможностей. Каждый день нам предлагаются новые реалии – гибридные формы искусства, театр в сети, киберпространство в кино, тактические медиа в современном социуме, интерактивные включения в политике. Медиа-искусство – новый многогранный и многослойный культурный феномен. Имея постоянную «прописку» в сфере искусства, оно может захаживать в гости и временно проживать на территории кино, театра, музыки, науки, политики.
Приглашаем Вас в наш МедиаАртКлуб, созданный для Вас и для нас. Процессы взаимодействия медиа, искусства и общества станут предметом нашего общего обсуждения.
В рамках работы клуба
Цель проекта – презентировать Вам все самые инновационные явления в области медиа-арта и обсудить наиболее креативные инновационные проекты.
Медиа расширяют границы нашей жизни и границы искусства. Киборги, роботы, девайсы, гаджеты, интерфесы, киберпростраство – эти слова вошли в лексикон не только науки и литературы, но и современного искусства. Безумные изобретатели, новые кулибины, начиная с шестидесятых годов, своими руками конструируют новую реальность. Художники активно начали включать новые технологии в искусство, а компании, развивающие hi-tech, стали доверять художникам свои новинки, справедливо полагая, что именно художник может придумать нечто такое, что никогда не придет в голову инженеру. Так в свое время поступила компания Sony, подарив Нам Джун Пайку и Энди Уорхоллу первые портативные видеокамеры. Мастерской художника зачастую становится научная лаборатория. Творчество перерастает рамки индивидуализма – полноправными соавторами художника становятся программисты, инженеры, музыканты, биологи. Нередко художниками становятся и ученые. Энтузиазм первых лет породил философию технопозитивизма, безусловной веры в прогресс. Еще философ Маршалл Маклюэн, чьи идеи сильно повлияли на развитие медиа-арта, считал, что с появлением электронных средств массовой коммуникации бразды правления должны перейти художникам. Утопия Маклюэна пока не воплотилась в жизни, но нельзя исключать, что будущее все-таки будет зависеть от художника.
Мы будем очень рады видеть Вас в Клубе и надеемся, что в дальнейшем Вы станете постоянным участником нашей программы. На следующих встречах МедиаАртКлаб продолжит знакомить гостей с наиболее актуальными тенденциями в медиа-искусстве с приглашением ведущих специалистов. Мы надеемся на ваше деятельное участие в работе Клуба и сотрудничество в организации новых проектов в области медиа-культуры.
Приглашаем Вас в наш МедиаАртКлуб, созданный для Вас и для нас. Процессы взаимодействия медиа, искусства и общества станут предметом нашего общего обсуждения.
e-mail mediaartlab@mediaartlab.ru
Адрес: Центральный Дом Журналиста
Москва, Никитский бульвар, дом 8, 2 этаж
Контактные телефоны для дополнительной информации:
Ольга Шишко +7 910 423 20 42 (моб.)
Ирина Юрна +7 495 690 30 07 (раб.)